Ральф Блюм, написавший "Книгу рун", долгое время оставался для меня таким же анахронизмом, как и Фрейя Асвинн. То есть, я была уверена, что родом он откуда-то
из эпохи Блаватской, и никак не позже того)) Тем неожиданнее было встретить в Интернете в мае 2016 года коротенькое сообщение о смерти этого человека. Да-да - Блюм, как и Асвинн, наш современник, покинувший земной мир от рака весной прошлого года в возрасте 83 лет. В связи с тем, что Блюма многие исследователи рун подвергают различного рода нападкам и критике, мне захотелось побольше узнать о том, что же все-таки из себя представляет этот человек? Что повлияло на его увлечение рунами и какую роль они играли в его жизни? Поэтому я решила оставить в стороне обсуждение степени полезности блюмовской пустой руны, авторского порядка рун с их нетрадиционными трактовками, и попробовать разобраться для себя, какой же все-таки личностью был автор знаменитой "Книги рун".
И, надо сказать, поиски деталей биографии Блюма меня разочаровали. По причине того, что в сети практически нет сведений об этом человеке. Известно, что Ральф Блюм родился в 1932 году в Лос-Анжелесе. Был он одним из троих детей Ральфа Блюма-старшего и звезды американского немого кино Carmel Myers, а посему при рождении получил имя Ralf Henriques Blum II. Был писателем, культурным деятелем и антропологом. Умудрился даже приехать в тогда еще Ленинград (60-е годы прошлого века) для изучения советского кинематографа, а позже стал известен как продюсер фильмов "Американец в Париже" и "Mysteries from Beyond Earth" (документальная лента об НЛО). Женат был дважды. Последние годы жил со своей женой (писательница Элизабет Блюм) в двух странах - Америке и Греции (о. Икария). Вот, собственно, и все.
Несомненно, самая значимая деталь биографии Блюма это его знакомство с рунами,
вылившееся по итогу в знаменитую "The Book of Runes". Русскому читателю блюмовская "Книга рун" была представлена в 1990 году не менее оригинальной личностью - Виктором Пелевиным, написавшим статью «Гадание на рунах или рунический оракул Ральфа Блюма». И, хотя это вызвало в России вспышку популярности самого Блюма, его книги, а также всего древнего рунического искусства в целом, Ральф Блюм не производит на меня впечатление человека, гонявшегося за славой, пиаром и почестями и позиционировавшего себя неким "руническим гуру". Во всяком случае, авторского сайта, посвященного работе с рунами, я не нашла., что на фоне некоторых современных "деятелей" лично для меня является в общем-то показателем определенных достоинств человека))) В Интернете на данный момент реально очень мало его выступлений, каких-то бесед с почитателями/последователями/любознательными слушателями. Мне за все время встретилась только одна 10-минутная запись (где-то на YouTube и, естественно, на английском), где Блюм, будучи уже в преклонном возрасте, очень благожелательно делился какими-то своими размышлениями о рунах и о жизни. Также нашла одно его интервью, несколько любопытных выдержек из которого мне хочется здесь привести (перевод с английского А.Ремпель).
- Блюм о руническом Оракуле: "Мое любимое определение Рун дал один эксцентричный, чудаковатый старикашка, который назвал их «электронными письмами бога» ,что, в общем-то, не так глупо звучит! Если найти в словаре латинского языка слово “oraculum”, оно переводится как «божественное послание».
- Блюм о рунических прогнозах на будущее: "Нет, будущее - это дело Бога, не наше. Руны фокусируются на настоящем, помогая нам понять наши сомнения и возможные направления, определить «правильное решение» в любой ситуации. Что, хотя и спорно, ведет к благоприятному будущему".
- Блюм о вопросах да/нет: "Использование рун – это вещь простая и прямая. Вы никогда не задаете вопрос в манере «Да-нет». Вы также не задаете вопросов о будущем. Вместо этого вы адресуете Рунам вопрос, который актуален сейчас. Например, «Как я могу улучшить свои взаимоотношения с таким-то?».
- Блюм о наличии конфликта рун с религией: "Как христианин, я бы никогда не рекомендовал использовать Руны, если бы они противоречили моей вере. Что я знаю из изучения истории, так это то, что в средневековье был такой период, называемый «период двоеверия», когда веры сосуществовали. Вообще говоря, я однажды был в Норвегии и увидел в церкви вырезанные на двери Руны. « О да, - сказал хранитель, - церковь была христианской по воскресеньям и языческой по пятницам! Мы прекрасно справлялись!»
Другой ответ на этот вопрос мы можем найти в послании к римлянам 8:28: «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу». Я уверен, что так и есть, и что Руны не исключение." - Блюм о сходстве и различии значений рун сейчас и в эпоху викингов: "Есть и сходства, и различия. Но смысл в следующем: Оракул всегда отвечает на запрос времени, в период которого вопрос задается, и на действительные нужды и просьбы тех, кто задает и интерпретирует ответ".
- Блюм о роли рун в своей жизни: "... действительно думаю о Рунах как о «верном и ценном друге». По правде говоря, когда мне не с кем обсудить волнующие меня вопросы, я часто говорю с Рунами. У Оракула для меня всегда есть время и точно есть, что ценного сказать".
Мне кажется, для понимания и личности, и рунической работы Блюма стоит также вникнуть повнимательнее в слова, сказанные им в предисловии к своей книге: "Руны - это учитель. Но для кого-то может оказаться более удобным приблизиться к ним в ходе игры. Оракулы - это инструменты для серьезной и возвышенной игры, а ценность игр в том, что они освобождают нас от усилия при учебе, давая возможность учиться, как учатся дети".
Я не являюсь поклонницей рунических нововведений от Блюма, задаю не приветствуемые им вопросы на да/нет и делаю прогнозы на будущее, но, тем не менее, мне оказался близким его подход к изучению рун. Так же, как и Блюм, я совершенно случайно познакомилась с рунами (причем уверена, что таким путем к рунам пришло подавляющее большинство изучающих). Я тоже с удовольствием познаю мир и руны через игру и часто говорю, что это является для меня своеобразным видом творчества, где не может существовать строгих рамок и жестких правил. Мне действительно оказался более удобным путь, первопроходцем которого по праву, наверное, можно считать писателя и культурного антрополога Ральфа Блюма. И, конечно, можно по разному относиться к отдельным моментам его рунических изысканий, но при этом стоит все-таки отдать должное уму, способностям и креативному мышлению этого человека. Не знаю, как вам, а мне такие личности всегда импонируют!
Автор спасибо статью! Написана с большой нежностью к этому человеку.Мои учителя посвятили меня в руны -уже с 25 руной.И без нее я уже не смыслю использование рун. Так что,большое спасибо ему за это его новшество!
ОтветитьУдалитьЮлия, я рада, что статья Вам понравилась) А использовать пустую руну или нет в работе это, конечно же, личное дело каждого практика.
Удалить