Довелось мне некоторое время назад присутствовать на похоронах. Дело, вроде, житейское, но один нюанс в их организации заставил неожиданно задуматься над такой популярной у отдельных поклонников Северной Традиции темой, как раскрещивание.
Итак, ушел человек…
Приятный интеллигентный мужчина. В годах, высшее гуманитарное образование. На
вопрос об отпевании вдова категорично отмахнулась: «Нет! Мы в это не верим!» Ну
что ж, бывает, учитывая, что молодость этих людей пришлась на комсомол и
партбилет. И вот уже кладбище… Гроб с усопшим поставлен возле выкопанной
могилы, а вокруг молча толкутся люди… Так проходит пять минут, затем еще пять…
и еще…. Говорить какие-то прощальные слова никому не хочется, да и скорее всего
не знают люди, что говорится в подобных случаях, поэтому немая сцена прощания
затягивается…. Стою и думаю, как ни крути, а присутствие батюшки было бы совсем
не лишним. Ибо тамады, умело организующего любой процесс и вставляющего к месту
нужные слова, будь то свадьба, будь то похороны, явно не хватало. И от этого
уход хорошего человека из земной жизни выглядел как-то не по-людски…
Впечатлившись
увиденным, я задумалась над следующим. Вот жил и жил себе человек,
будучи крещенным (в детстве ли родителями, по собственной глупости или по
незнанию) православным батюшкой. Затем вдарился этот человек в какую-нибудь
традицию (любую, не обязательно Северную) и сделал он ради этого т.н. раскрест.
А потом взял… и неожиданно умер (смерть, как известно, штука весьма
неожиданная). И, поскольку распоряжений своим родным и близким на случай смерти
он оставить, скорее всего, не успел, то и о том, как будут выглядеть собственные
похороны, наш расхристанный герой тоже вряд ли подумал. А будут выглядеть они в
большинстве случаев, скорее всего так: родные усопшего (а они, как правило,
люди традиционных взглядов) закажут панихиду и отпевание в православной церкви.
То есть, получится, за что человек фанатично в своей жизни боролся, на то,
подойдя к своему финалу, он и напоролся.... И каков тогда смысл раскрещивания, если в
самую важную дорогу эта душа отправится все равно по чужим правилам?...
Размышляю далее… Вот,
к примеру, некий чел стал приверженцем какой-либо неофициальной традиции. Но при
этом ни в какой общине он не состоит (а их просто нет в его Урюпинске) и в
реальной своей жизни никаких товарищей по
партии (тех, кто смог бы в случае чего сказать на погосте пару прощальных и
уместных по его прижизненной вере слов) не имеет. Опять встает вопрос о тамаде, ибо без него ритуал похорон (само по себе печальное зрелище) все же выглядит довольно удручающе…Отпеваться по-православному в
случае ухода нашему иноверцу скорее всего не хотелось бы. И кто в таком случае скажет о человеке пару теплых слов?
Родственники? Соседи?.. Или, если мы говорим о язычестве/Северной Традиции, человеку
надо озаботиться заказом услуг ближайшего к нему жреца/годи?...
Вот такие вопросы возникли у меня после похорон. И я не делаю никаких выводов. Это просто наблюдения и размышления по факту…
И да: я не считаю
запретной или неуместной тему обсуждения ухода и достойного оформления сопутствующих
действий. Как показал жизненный опыт, когда люди ставят на этих вопросах табу,
их похороны могут превратиться из важного ритуала в нелепую трагикомедию…
💬В качестве иллюстраций использованы карты колоды "Руны Мартина".
P.S. А это список моих книг - мало ли вы о них еще не знаете 😉
Прикольно написала. Я токо вхожу в традицию но думал об это же. Ответа пока нет...
ОтветитьУдалитьНе важно, что ответа пока нет) Главное, что Вы уже задумались над этим.
Удалить